![]() |
Урок 14. День третий: моря, суша, растительность. Буквы Иже, И, КакоЗадачи:
|
№ м-ф |
Названия медиафайлов |
01 |
Да будет свет |
02/видео |
Земля до третьего дня творения (1 мин 44 с) |
03/видео |
Собрание вод (35 с) |
04 |
Суша |
05 |
Море |
06 |
Трава |
07 |
Дерево |
08/видео |
Текущие воды (16 с) |
09 – 10 |
Родники, ручейки, реки |
11 |
Граница моря |
12 |
Буря на море |
13 |
Когда творец преображал природу… |
14/видео |
Да призрастит земля зелень… (23 с) |
15 |
Гигантская растительность |
16 |
Лёгкие человека |
17 |
Дерево - «лёгкие» |
18 – 23 |
Растительность |
24 |
Планета Земля. Материки (вид из космоса) |
I. Старославянский язык. Работа по уроку 4.
II.
Тема нашего урока «Третий день творения». Но сначала давайте откроем нашу особую табличку (после 17 урока) и вспомним, что говорится в Библии о том, что было в начале и о первом дне творения.
· В начале – что это значит? (Начало сотворения мира – это таинственная точка, из которой вырвалась река времени. В этот миг время соприкоснулось с вечностью, а мир с Богом.)
· Что в начале сотворил Бог? (Небо и землю).
· Что имеется в виду под небом? (Духовный, ангельский мир).
· Что имеется в виду под землей? (Первоначальное вещество - воды, из которого Бог образовал наш видимый мир).
Все вместе скажем, что получилось: «В начале сотворил Бог небо и землю».
· Что дальше говорится в Библии о земле? (Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и дух Божий носился над водами».
· Что значит «тьма над бездною?» (Кругом во всей Вселенной была тьма, света ещё не было).
· Как понимаете: «…и Дух Божий носился над водами»? (Дух Божий обнимал и согревал собою все первоначальное вещество, как птица, которая распростёртыми крыльями обнимает и согревает своих птенцов).
Итак, в начале Бог сотворил первозданное вещество, из которого потом образовал нашу Вселенную, Дух Божий согревал это вещество.
· Но для создания жизни нужно не только тепло, но и …? ( Свет).
И тогда наступил первый день творения (м-ф 01. И стал свет)
«И сказал Бог : да будет свет. И стал…»? ( Свет).
«И назвал Бог свет…»? (Днем).
« А тьму»? (Ночью).
«И увидел Бог, что это хорошо».
· Расскажите о втором дне творения. (В Библии говорится, что во второй день Бог создал твердь – видимое небо, воздушный океан, который закрывает землю от безвоздушного космического пространства. М-ф 02/видео. Земля до третьего дня творения: 1 мин 44 с. М-ф разбит на 4 части: 1 часть, 2 часть, 3 часть, 4 часть).
· Вспомните, с чем мы сравнивали твердь? (Твердь - прочные крепостные стены для нашей планеты, которые укрывают нас от открытого космоса).
· Каким цветом закрасим бескрайнее космическое пространство? (Темно-синим).
· К какому важному выводу мы пришли на прошлом занятии? (Люди должны научиться жить, творить, изучать природу так, чтобы не наносить вреда нашей планете).
Сегодня мы узнаем, что говорит Библия о третьем дне творения. Откроем тетради.
Вот как об этом говорит текст Библии: ( Дети следят за чтением учителя по тексту в тетради): «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место (м-ф 03/видео. Собрание вод: 35 с), и да явится суша (м-ф 04: Суша). И стало так. И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями (м-ф 05: Море). И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (м-ф 06: Трава), дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод» (м-ф 07: Дерево).
До 2-го дня творения вода течь не умела! А Бог повелел воде течь, - и она послушалась: быстренько потекла и стала заполнять более низкие части поверхности нашей планеты, образуя моря1.
· А как вы думаете, дорожки, по которым вода в моря потекла, во что превратились? (В родники, ручейки, реки. М-ф 09, м-ф 10).
· Ребята, вас не удивляет, что все реки текут, текут в моря, а моря не переполняются? Хотите знать почему?
«Меня ли не убоитесь, - говорит Господь в Библии,- Я положил песок границею моря»2 (м-ф 11: Берег моря).
Представляете, море, которое часто приводится в ярость ветрами и на большую высоту поднимает волны (м-ф 12: Волна), как только коснется берегов, отступает назад, превратив всю свою силу в пену. А песок, который слабее всего, обуздывает всю силу моря.
Послушайте, отрывок из стихотворения Д. Варлыгина, которого тоже поражала мудрость и величие Творца, Которому покоряются все стихии (м-ф 13).
Когда Творец преображал
Хаос в великую природу,
Он властным Словом обуздал
Неограниченную воду.
Войдя в пределы берегов,
Она покорна опочила
И голубых небес покров
В прозрачном лоне отразила.
Давайте представим, как, повинуясь Слову Творца, стала оживать мертвая земля. Зазеленели её необъятные просторы, мгновенно земля стала наполняться зеленью (м-ф 14/видео. Да произрастит земля зелень: 23 с).
Но растительность тогда была не совсем такая, как сейчас. Она поражает своими огромными размерами (м-ф 15. Гигантская растительность). Обыкновенный папоротник, например, в первобытное время представлял собой величественное дерево.
· Ребята, а вы знаете, что самое главное для дыхания? ( Кислород).
Да, человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. А вот растения, наоборот: на свету вдыхают углекислый газ, а выдыхают кислород.
Растительный мир так и называют: легкие нашей планеты.
Учитель показывает рисунок легких человека (м-ф 16. Легкие человека).
· Догадайтесь, что это? Видите, ребята, даже наши легкие напоминают нам дерево (м-ф 17. Дерево).
В ваших тетрадях есть рисунок дерева и рисунок лёгких человека.
Раскрасьте этот рисунок.
Несколько лет назад я прочитала об исследованиях, проведенных над растениями. В одну комнату ученые поместили два комнатных растения и поставили приборы, которые фиксировали малейшие колебания растений. Затем в комнату вошел человек, участник эксперимента, и сломал одно из растений « на глазах у другого растения». И вы знаете, ребята, растение запомнило « убийцу» своего собрата. А выяснили это так: когда в комнату заходили другие люди, цветок вел себя спокойно, но стоило зайти так называемому «убийце», как растение-свидетель начинало дрожать, как дрожит человек, когда ему страшно.
Был проведен ещё один эксперимент: в одно и тоже время растению делали укол. Когда подходило время укола, растение начинало дрожать и сжиматься.
· Что нарисуем сначала? (Землю).
· Всю землю будем закрашивать синим цветом? (Нет, т.к. земля уже не была под толстым слоем воды. На ней появились моря и суша.)
· Рисуем в круге моря и сушу. Каким цветом закрасим моря?
(Синим).
· А сушу? Представим сушу – землю, всю покрытую зеленью (м-ф 18, м-ф 19, м-ф 20, м-ф 21, м-ф 22, м-ф 23 «Растения»). А теперь покажите мелок, которым закрасим сушу. (Зелёный: м-ф 24. Планета. Земля. Материки (вид из космоса).
Ребята, в Библии написано: «И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо».
(Невозможно было бы строить жилища: заснули на суше, а проснулись в море. Зверям пришлось бы очень туго, нельзя было бы выращивать урожай, сажать деревья…)
Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали и многое узнали.